Стихи и песни о выпечке

Стихи про хлеб для детей

К празднику Хлеба (16 октября) — лучшие стихи про хлеб для детей. Эти стихотворения про хлеб и нелегкий труд хлеборобов отлично подойдут для мероприятий в школах и детских садах.

***
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
(Орлов В.)

***
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
(И. Коньков)

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
(С.Михалков)

***
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.

Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.

И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
Ведь прав был пекарь – мудрый человек —
Дороже хлеба в жизни нет!

Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах.

Благословляем хлеб! Он — наша жизнь и пища,
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища.
Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал!
(Дмитрий Кедрин)

ИЗ ЧЕГО ПЕЧЕТСЯ ХЛЕБ

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы.
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
(Лаврова Т.)

***
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
(Коньков И.)

***
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
(Яков Аким)

***
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Стихи про хлеборобов

***
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
(Гришин А.)

***
Среди раздолья хлеба золотого
Иду и радость наполняет грудь.
Мне счастья на земле не надобно другого,
Хочу душой к земле родной прильнуть.

Во все века земля кормила человека,
Даря любовь свою заботливым рукам.
Трудились все – от мала до велика,
Отдав поклон свой спелым закромам.

И наш поклон работнику полей
За пот соленый, что на них пролился.
Ведь это он душой своей болел,
Чтоб край родной наш хлебом колосился.

Земля родная, русская земля!
Цвети и пой хлебами золотыми.
Тебя мы будем славить на века
Своим трудом от имени России.

Хлеба-хлеба-хлеборобы
Существуют в мире, чтобы
Люди ели булки, сдобы.
Хлеба-хлеба-хлеборобы.

Только зимы убегут
Хлеборобы, тут как тут,
Хлеб посеют и пожнут!

В поле желтом, как пустыни,
Зреют нивы золотые,
Солнцем хлеба налитые.

Летом выйдут караваном,
За богатым урожаем,
На поля страны комбайны.

В них — пшеничные сугробы
Подстригают хлеборобы.
Хлеба-хлеба-хлеборобы,
Хлебом мир наполнить чтобы!
(Ильх)

***
Когда поспеет, я пожну,
Потом колосья соберу,
В снопы соломой обвяжу.
На поле хорошенько просушу,
Цепями их потом обмолочу.
Пусть ветер унесет
ненужную и легкую труху,
Потом на мельницу пшеницу увезу,
И муки там намелю.
Я говорю себе сама:
«Крутитесь быстро жернова!»
И, день и ночь, уж сутки прочь,
И из пшеничного зерна
Получится для сдобных булочек
Чудесная крупчатая мука!

Источник: gamejulia.ru

«Песнь о хлебе» С. Есенин

«Песнь о хлебе» Сергей Есенин

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть.
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе»

Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира. Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью. Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в «Песне о хлебе». Наиболее известный пример — «Сорокоуст». В нем описывается эпизод погони жеребенка за поездом. Из этой сцены поэт делает неутешительный для себя вывод:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В «Песне о хлебе» поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.

Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву, не достигнув совершеннолетия. Естественно, большой город оказал сильнейшее влияние на состояние его души. В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием. При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил. Триумф его Сергей Александрович признал. Так и появилась в «Песне о хлебе» тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.

Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги — с катафалками, овин — с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение — резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла. Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну — кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.

Источник: pishi-stihi.ru

Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл — страдания людей!

Режет серп тяжелые колосья

Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо

С августовской дрожью поутру.

Перевязана в снопы солома,

Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,

Их везут в могильный склеп — овин.

Словно дьякон, на кобылу гаркнув,

Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелют по земле

И цепами маленькие кости

Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,

Что солома — это тоже плоть.

В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств…

Вот тогда-то входит яд белесый

В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,

Грубость жнущих сжав в духмяный сок,

Он вкушающим соломенное мясо

Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,

Шарлатан, убийца и злодей…

Оттого что режет серп колосья,

Как под горло режут лебедей.

Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира. Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью. Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в «Песне о хлебе». Наиболее известный пример — «Сорокоуст». В нем описывается эпизод погони жеребенка за поездом. Из этой сцены поэт делает неутешительный для себя вывод:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В «Песне о хлебе» поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.

Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву, не достигнув совершеннолетия. Естественно, большой город оказал сильнейшее влияние на состояние его души. В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием. При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил. Триумф его Сергей Александрович признал. Так и появилась в «Песне о хлебе» тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.

Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги — с катафалками, овин — с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение — резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла. Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну — кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.

Источник: sochrulit.ru

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Стихи о хлебе В.П.Лебедева

Отношение к хлебу на Руси всегда было уважительным. Хлеб – основа жизни. Дорогих гостей у нас встречают хлебом, да солью. И недаром в народе говорится: «Будет хлеб, будет и песня». Цикл стихотворений В.П.Лебедева под общим названием «Песни о хлебе» рисует масштабную картину сельской жизни в период выращивания и уборки хлебов.

«Песни о хлебе»
Автор: В.П.Лебедев

I. Жатва
Ходит серп-молодец от межи до межи,
И желтеют снопов вереницы.
Как в реке золотой, потонувши во ржи,
Белой цепью рассыпались жницы.
Жнет и старая мать, и подросток-сестра,
И хозяйка семьи молодая,
До вечерней зари с золотого утра
Натрудившийся стан нагибая.
Синей сталью горя, ходит серп-молодец
И шуршит в золотящейся чаше;
Всё серпы и серпы – в тот и этот конец –
Разбросались, остры и блестящи…
И страдная пора не дает отдохнуть,
Ветер веет тепло и лениво;
Жаркий пот обливает и спину и грудь;
Больно колется острое жниво…
Но зато на гумне, на богатом гумне,
Там – не скирды, а горы ржаные!
Да, недаром под солнцем, в полдневном огне,
Зрели вы, наши нивы родные.

II. На гумне
Запах ржи сухой и сладкий…
Сноп ложится за снопом.
Щеголяют ровной кладкой
Скирды тучные кругом.

Ржет навстречу конь соседний, —
Подвалил скрипучий воз…
— «Ну, последний, что-ль?» — «Последний…»
Дед отходит, сед и бос…

Вот в сарае у кого-то
Гулко стукнул первый цеп…
Знать, попробовать охота,
Как мука, каков-то хлеб.

Стук и весел, и задорен…
Так и видишь, что на ток
Звучно льется спелых зерен
Золотящийся поток…

III. В избе
В избе – беседа… Плач младенца…
Из печи выдвинут на край,
Под белой тканью полотенца
Дымится свежий каравай.

Садятся все… На стол накрыто…
В избе натоплено тепло…
Пускай упорно и сердито
Осенний дождь стучит в стекло;

Пусть леса голые верхушки
Дрожат под вихрем дождевым…
Как мирен отдых здесь, в избушке!
Как пахнет хлебом трудовым.

IV. На полях
Вдали зеленою стеной
Темнеет лес, и под обрывом
Река широкая извивом
Шумит бегучею волной.
За ней под елкою понурой
Сохою взрытая земля,
И далеко равниной бурой
Уходят длинные поля.
Блестит соха. Отливом алым
Кумач на пахаре горит,
И верный конь его влачит
Соху движением усталым.
Всё пашни, пашни… Кое где
Овраг, ручей да куст ольховый,
Окутан весь листвою новой,
Устало клонится к воде.
Истомой дышит лес зубчатый,
Жара томит… Издалека
Толпой нестройной и лохматой
Куда-то мчатся облака.
Но нет дождя. И под обрывом
Мелеет синяя река,
И вянут всходы… Облака
Плывут в молчаньи горделивом…

Источник: madamelavie.ru